Нужно ли платить за сервитут?

Нужно ли платить за сервитут
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ) 1. Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.2. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей.

Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.3.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.4. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка.

  • При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.5.
  • Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 6. Безвозмездным является публичный сервитут, установленный: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.7.

Сколько платить за сервитут?

1. В случае, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственники и иные правообладатели земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за его установление.

В случаях, если необходимо использование части земельного участка, такая плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.2. В случае, если в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеются основания для установления платы за установление сервитута, обладатель сервитута до начала работ на земельном участке, обремененном сервитутом, обязан заключить с собственником земельного участка или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в долгосрочную аренду, соглашение, предусматривающее, в частности, размер платы за установление сервитута и порядок ее внесения.

При этом указанные собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка не могут требовать установление платы за установление сервитута в большем размере, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом.3.

Если в течение одного года со дня принятия решения об установлении сервитута соглашение, указанное в части 2 настоящей статьи, не подписано собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, указанными в части 2 настоящей статьи, вследствие их отсутствия по адресам их места жительства либо вследствие их отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем сервитута, плата за установление сервитута в предусмотренном настоящей статьей размере вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка для обеспечения исполнения обязательств обладателя сервитута по внесению платы за установление сервитута.

В этом случае обладатель сервитута имеет право осуществлять деятельность, для которой установлен сервитут, на обремененных сервитутом земельном участке или части такого земельного участка с момента внесения платы за установление сервитута.4. Собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка могут оспорить размер платы за установление сервитута в судебном порядке.5.

В случае, если границы зоны действия сервитута соответствуют границам территории, необходимой для установления охранной зоны соответствующего объекта, а ограничения прав на землю, предусмотренные решением об установлении сервитута, соответствуют ограничениям, установленным в охранной зоне указанного объекта, такая охранная зона не устанавливается.6.

В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

Что такое плата за сервитут?

12. Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ и пункту 6 статьи 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Если при рассмотрении дела усматриваются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком, судам необходимо, в соответствии с приведенными положениями закона, определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обременяемого земельного участка, что предполагает вынесение данного вопроса в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию ( часть 2 статьи 56 ГПК РФ, часть 2 статьи 65 АПК РФ), и при отсутствии согласия собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом, на безвозмездное пользование — возложение на истца обязанности по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы, в том числе путем назначения экспертизы.

При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик вправе представить доказательства в обоснование своих возражений ( часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Чем грозит публичный сервитут?

Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.

Читайте также:  Сколько стоит одна доска 50 на 150?

Что входит в стоимость сервитута?

В таком случае стоимость сервитута рассчитывается следующим образом: 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута. и в открывшемся окне ввести кадастровый номер земельного участка. Адрес Публичной кадастровой карты Росреестра в сети Интернет – https://pkk5.rosreestr.ru.

Кто устанавливает плату за сервитут?

14.10.2021г. — Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева. В соответствии со ст.274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом. В соответствии с ч.2 ст.23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Цели установления публичного сервитута закреплены в ч.4 ст.23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок. Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.

Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю.

При этом, силу ч.ч.5, 6 ст.23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся. Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

  • Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
  • Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.

В соответствии с ч.2 ст.48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч.3 ст.48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.

Как отказаться от сервитута?

«Штатным» способом прекращения сервитута можно считать истечение срока, на который он установлен. При этом необходимо иметь в виду, что если сервитут установлен соглашением с лицом, не являющимся собственником служащего участка (землепользователем, землевладельцем, арендатором публичного земельного участка – ст.39.24 ЗК), сервитут может быть установлен только на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п.4), а со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается (п.5).

Статья 276 ГК устанавливает «экстраординарные» случаи прекращения сервитута: если отпали основания, по которым сервитут был установлен и если служащий участок из-за установленного сервитута не может использоваться по своему целевому назначению. В обоих случаях, как прямо указывается в норме, потребовать прекращения сервитута может только собственник служащей вещи.

Между тем очевидно, что в прекращении сервитута порой может быть заинтересован и сам сервитуарий – например, если необходимость в сервитуте отпала, но платить за него приходится. Такая заинтересованность тем более вероятна, когда участок, в пользу которого установлен сервитут, приобретает новый собственник.

Каким же образом сервитуарий может добиваться прекращения своего права? Вряд ли для этих целей можно использовать по аналогии саму ст.276 ГК: согласно ей сервитут может быть прекращен в судебном порядке и лишь в прямо указанных случаях: отпадения оснований, по которым он был установлен и невозможность использовать служащий участок в соответствии с его целевым назначением из-за наличия сервитута.

Отпадение оснований, разумеется, в некоторых случаях может использоваться сервитуарием как повод для прекращения сервитута, но, во-первых, почему для этого необходима судебная процедура? Во-вторых, сервитуарий, как представляется, должен иметь возможность прекращения сервитута и независимо от сохранения объективных оснований для его существования.

  • Второе же основание для сервитуария вообще не имеет перспектив.
  • В первом приближении может показаться, что способы прекращения сервитута могут различаться в зависимости от способа его установления.
  • Если сервитут был установлен соглашением собственников служащего и господствующего участков, можно предположить, что и прекращение сервитута прежде всего должно допускаться в том же порядке, поскольку собственник служащего участка мог этим соглашением установить в свою пользу такие условия, которые представляют для него определенную выгоду (например, размер платы), лишение которой должно получить его одобрение.

Гражданское право знает такой способ прекращения сервитутов. Например, ст.546 испанского ГК предусматривает его в п.6. Статья 301.5. проекта изменений российского ГК в части вещных прав в п.1 предусматривает, что сервитут может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом.

Как можно отменить сервитут?

Если сервитут частный, то прекратить его можно, обратившись к собственнику соседнего участка с предложением заключить соглашение о прекращении сервитута. В случае отказа ваше предприятие вправе обратиться в суд с требованием о прекращении сервитута ввиду отпадания оснований, по которым он был установлен.

Как оплачивать сервитут?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ) 1. Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.2. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей.

Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.3.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.4. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка.

  1. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.5.
  2. Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
Читайте также:  Какой сервитут подлежит регистрации?

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 6. Безвозмездным является публичный сервитут, установленный: 1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц; 3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.7.

Можно ли отказаться от публичного сервитута?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ) 1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.2.

В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.3.

Обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе: 1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно; 2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию их участков (частей) а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта; (в ред.

  1. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей редакции ) 3) осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений, провоз и размещение строительной техники, которые необходимы для строительства, реконструкции, ремонта объектов в случае установления публичного сервитута, в целях, предусмотренных подпунктами 1 — 4 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса; (в ред.

Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута; 5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.4.

Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке и (или) землях в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута.5. Обладатель публичного сервитута вправе требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.6.

В связи с реконструкцией, капитальным ремонтом, влекущими изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, обладатель публичного сервитута вправе самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута при соблюдении следующих условий: (в ред.

Как рассчитать сервитут?

Основания для установления платы за сервитут — Установление срочного или постоянного сервитута сопровождается присвоением земельному участку (обременяемой части) кадастрового номера и, соответственно, определением кадастровой стоимости объекта. Собственник, у которого выделяется часть земельного надела под сервитут, имеет право по соглашению предоставить доступ на свой участок безвозмездно, а может затребовать плату на законных основаниях.

  1. Стоимость обременяемого недвижимого имущества устанавливается из расчета 1,5% кадастровой стоимости участка земли за каждый год в течение всего срока действия сервитута.
  2. Сведения о стоимости земли по кадастру можно уточнить, отправив запрос на получение выписки из Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимым имуществом.

Если же кадастровая стоимость не зарегистрирована, внесение в госреестр недвижимости данных о сервитуте не требуется. Это не означает, что правообладатель не может требовать компенсации за причиненные убытки и неудобства. В этом случае расчет платы за сервитут делается самими заинтересованными сторонами исходя из нескольких показателей: усредненных цен на землю в регионе, размера ущерба и упущенной выгоды.

  • Официально оплата сервитута при отсутствии регистрации в ЕГРП рассчитывается по формуле: 1,5% от произведения метража обремененного участка на усредненный удельный показатель цен на земли без установленной категории в данном регионе за каждый год действия сервитута.
  • Данные по удельной стоимости земли можно уточнить в местной администрации.

График внесения платы за сервитут может быть установлен сторонами произвольно (раз в год, частями и т.д.) или в судебной инстанции.

Можно ли продать сервитут?

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Для чего нужен сервитут?

23 Земельного кодекса РФ и ст.9 Лесного кодекса РФ. Решение об установлении публичного сервитута принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Основная цель публичного сервитута — удовлетворение государственных, муниципальных и общественных нужд.

Нужно ли регистрировать частный сервитут?

Главная / НОВОСТИ / Новости / Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

  • Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками.
  • Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Сервитут за пользование участком. Слово юристу. Выпуск 69

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме. Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения.

Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение. Срок сервитута Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута — решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Читайте также:  Чем отличается газобетон от инси блока?

Когда нужен сервитут?

Необходимость в сервитуте возникает, когда без него пользование своей собственностью затруднено: нет прохода к своему земельному участку, кроме как через чужой, нужно проложить коммуникации через землю соседа и т.д. Сервитут может быть платным и бесплатным, устанавливаться на определённый срок или навсегда.

В чем разница между арендой и сервитутом?

🔻 Отличие сервитута от аренды — Сервитут, как и аренда, представляет собой право ограниченного использования чужой собственности. Основное отличие сервитута от аренды состоит в том, что он может быть оформлен только на недвижимость, тогда как аренда возможна в отношении любых предметов.

Как возникает сервитут?

17.6.2011 1353

Что такое земельный сервитут? Александр Ольшаченко, юрист АН «Усадьба»: Земельный сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Это установление межевых, геодезических знаков на чужом земельном участке. Установление сервитута для прохода, проезда через чужой земельный участок в случае, если необходимо попасть на свой.

Виды земельных сервитутов? Александр Ольшаченко, юрист АН «Усадьба»: Частный сервитут устанавливается в интересах определенного лица, а публичный сервитут устанавливается в интересах государства, местного самоуправления, местного населения. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом являющимся собственником недвижимого имущества и лицом, в интересах которого устанавливается сервитут.

Это регистрируется в регистрационной службе. Как возникает и прекращается действие земельного сервитута? Александр Ольшаченко, юрист АН «Усадьба»: Частный сервитут возникает на основании договора – соглашения, которое подлежит регистрации. Публичный сервитут возникает на основании нормативно-правового акта, либо других актов местного самоуправления.

Что такое сервитут в земельном праве?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание. Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред.

ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ ). (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.23 ЗК РФ 1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.2.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

КонсультантПлюс: примечание. По 31.12.2024 особенности установления публичных сервитутов в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, устанавливаются ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ,3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.

К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.4. Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; (в ред.

  1. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей редакции ) 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.5.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.6.

Что такое сервитут в Украине?

Что такое земельный сервитут? Понятие сервитута предусмотрено, в частности положениями гл.32 Гражданского кодекса Украины, в которых указано, что сервитут — это право пользования чужим имуществом, которое возможно установить относительно земельного участка, других природных ресурсов или другого недвижимого имущества для удовлетворения потребностей других лиц, которые не могут быть удовлетворены другим способом.

возможность прохода, проезда на велосипеде; возможность проезда транспортным средством имеющимся путем; возможность прокладки и использования линий электропередач, связи, трубопроводов, других коммуникационных сетей; возможность проложить на свой ​​участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; возможность отвода воды со своего участка на соседний или через соседний земельный участок; возможность забора воды из естественного водоема, расположенного на соседнем участке, и право доступа к природному водоему; возможность поить свой ​​скот из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к естественному водоему; возможность прогона скота имеющимся путем; возможность установить строительные леса и хранить строительные материалы с целью ремонта зданий и сооружений; возможность установки других сервитутов.

Необходимо понимать, что установить земельный сервитут на соседнем земельном участке может только собственник или пользователь другого соседнего (смежного) земельного участка. Исковые требования других лиц, заинтересованных в установлении сервитута на земельный участок, в судебном порядке удовлетворению не подлежат.

Не подлежат также удовлетворению в судебном порядке требования по устранению препятствий в пользовании имуществом (земельным участком) в случае, когда владелец соседнего участка не оказывает противоправных действий. Например, если доступ к вашему земельному участку затруднен благодаря существованию соседнего земельного участка, вы имеете право требовать именно установления сервитута относительно такого соседнего участка, а не требовать устранить препятствия в пользовании вашим имуществом (негаторный иск).

Кроме этого, необходимо помнить, что обратиться с требованием об установлении сервитута можно только к владельцу или пользователю соседнего (смежного) земельного участка. Требования к другим лицам также не будут удовлетворены судом. Важно то, что обращению в суд с иском об установлении сервитута должно предшествовать письменное обращение собственника соседнего земельного участка с предложением о заключении договора сервитута.